Мода, ткани, украшения, причёски, косметика и т.д.
На моду в Италии огромное влияние имеет мода Франции, поэтому Итальянскую и Французскую моду тут рассматриваем как единое целое, сильно не разделяя.
Мода-ткани-украшения-причёски и т.п.
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12007-05-12 17:00:16
Поделиться22007-05-12 17:10:21
Ткани, цвет, орнамент
В производстве тканей, так же как в остальных отраслях ремесленного производства и прикладного искусства Европы, наблюдается мощный подъем. Центром развития ремесел была Италия. В развитых городах Италии — Генуе, Милане, Флоренции, Венеции — широко развивается шелковое ткачество, изготовление набивных тканей.
По фактуре, плотности и внешнему виду итальянские шелковые ткани были чрезвычайно разнообразны. Особенно эффектны были итальянские алтабасы и аксамиты. На алтабасе золотом по золотому фону или серебром по серебряному ткали узор. Его контуры подчеркивали цветным атласным или бархатным кантом. На золотом или серебряном фоне аксамита сложный петельчатый узор с разновысоким уровнем петель играл светотеневыми бликами.
В орнаменте преобладали стилизованные формы ананаса, тюльпана, виноградной лозы, аканта на фоне растительных завитков и узоров. Особым успехом пользовались гранатовый узор и «павлиньи перья». Кроме цветочных узоров, на тканях изображались фигуры животных, птиц. Цветовая гамма тканей итальянского Возрождения отличалась яркостью колорита, цветистостью, насыщенностью, цветовыми контрастами. Излюбленными цветами были холодный красный, сине-голубой, смарагдово-зеленый, золотистый. Кроме тканого узора и набивки в украшении бархатных и шелковых тканей широко применялась вышивка рисунков в виде золотых листиков, колец, кружков с рельефным изображением львов, драконов, птиц, вышивка жемчугом и драгоценными камнями. С XV-XVI вв. в Италии, Франции, а затем и в других европейских странах для верхней одежды перестают применять льняные ткани, заменяя их парчой, бархатом, плотным шелком. Лен становится незаменимым материалом в изготовлении нижних одежд, однако его матовая или блестящая фактура, белизна продолжают играть большую декоративную роль в костюме (вначале нижние льняные одежды просматривались в вырезе пройм, горловины, застежке-шнуровке, а затем в декоративных разрезах верхней одежды).
Поделиться32007-05-12 18:09:33
Одежда стиля барокко(17 – 18 вв.) характеризовалась сложностью и многослойностью. Костюм эпохи барокко всецело подчинён дворцовому этикету. Костюм пышный, чопорный, с огромным количеством украшений.
В начале XVII в. сумрачная и чопорная испанская мода отступила. В европейских странах перестали подражать испанскому вкусу и моде.
Мужской костюм
Костюм стал проще. Все ватные подбивки в одежде исчезают. Появился легкий свободный камзол светлых тонов (розовый, голубой и т.д.) с длинными фалдами, сменивший плотно застегнутую и подбитую ватой жесткую испанскую куртку. Его шили из шелка и атласа, украшали кружевным отложным воротником, свободно ниспадающим с плеч.
Мужественный вид камзолу придавали погоны эполéты. Под камзол непременно надевали белую рубашку с манжéтами, отделанными великолепными очень дорогими кружевами. Не менее модно было и мантó — плащ в форме полного круга, разрезанный впереди, с круглой горловиной и прямоугольным отложным воротником с двумя завязками из шнура, который, подобно отложному воротнику камзола, свободно ниспадал с плеч. На подбивку пускали атлас ярких оттенков, для плащей на холодное время года - мех. Это была любимая одежда всех франтов той яркой и бурной эпохи.
Испанские короткие дутые штаны в виде «шаров-подушек» удлинились ниже колен. Узкий пояс с подвешенной шпагой сменила широкая развевающаяся парчовая лента — перевязь, богато украшенная, ее носили через правое плечо. Какой-то период она даже была частью форменной военной одежды того времени; на ней почти вертикально к полу висела шпага и целый ряд деревянных пороховниц.
На смену туфлям пришли высокие военные сапоги из тонкой кожи светлых тонов (преимущественно желтого цвета), часто выше колен, с широкими голенищами и раструбом, изящными шпорами (их не снимали даже на балу) и каблуками.
Появление каблуков в мужской обуви объясняется тем, что тяжелые рыцарские доспехи по мере развития огнестрельного оружия заменялись легкими, не закрывавшими ногу до кончиков пальцев. Нога же в стремени нуждалась в прочном упоре. Сыграло свою роль и распространение езды верхом. Каблуки делали цветными; красные имели право носить только дворяне и лишь на балах, в сапогах, как уже упоминалось, можно было явиться даже на бал.
Однако туфли никто не отменял, они попрежнему в моде среди дворян, высокие каблуки, пышные банты и пряжки.
Мужчины стали обильно румяниться, употреблять духи, носить длинные до плеч (нередко крашеные) завитые волосы, закрученные кверху усы с бородой «а ля муш» (буквально — «муха») в виде холеного маленького кустика волос на подбородке, жемчужные серьги и мягкую плоскую фетровую шляпу с большими по-разному отогнутыми полями, украшенную развевающимися красными, голубыми, белыми страусовыми перьями. Появилась мода на седину; ввели пудру для волос, но пудрили только виски.
Шляпа была не только головным убором. Она служила также своеобразным инструментом, с помощью которого мужчина, особенно придворный, выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась — все принималось во внимание окружающими. Умение «владеть шляпой» говорило о степени воспитанности светского мужчины.
В моде кружева, как у женщин, так и у мужчин. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшают дорогими кружевами.
Мужской костюм дополняли очень узкие небольшие (в моде была маленькая рука — первый признак мужской красоты и «породистости») перчатки с раструбами, трость и розетки из лент, которые носили на груди или на плече куртки в честь дам сердца. (Цвета этих дополнений обычно повторяли любимые цвета дамы.)
В XVII в. (и до начала XIX в.) еще не было строгого различия в назначении костюмов. В одном и том же светлом (голубом, красном, сером, желтом либо белом) парадном костюме дворянин мог танцевать на балу, идти на улицу и на войну.
Галстуки заимствуют из костюма наемников-хорватов. (Традиция повязывать на шею платок возникла в первой половине XVII в., когда в Центральной Европе бушевала Тридцатилетняя война. Хорватские солдаты носили их, завязывая узлом на груди.)
Все большую роль играет домашняя одежда: халат (шлафрóк — от нем. schlafrock), домашний колпак и низкие мягкие туфли. В моду входят большие муфты для мужчин, которые носятся на шнуре.
Костюм приобретает более свободные и удобные формы, нежели раньше.
Идеалом красоты становится мужчина-рыцарь, который одновременно является галантным придворным. Обязательным считается обучение дворянина музыке, танцам.
Мужественность расценивается теперь как величественность осанки и галантное обращение с дамами.
На ноги надевали обычно светлые вязаные чулки; нижние сравнительно узкие до колена полотняные штаны.
Необходимая часть костюма — рубашка с манжетами, которые отделывались тончайшими великолепными дорогими кружевами, большим отложным, лежащим на плечах воротником, тоже отделанным кружевами.
На ноги надевали довольно широкие, длиной до середины икры, панталоны. Внизу панталоны застегивались на пуговицы или завязывались бантами и лентами.
Чтобы не стеснять движений, внизу в наружных швах на уровне колена панталоны имели разрезы. Панталоны украшались вышивкой по боковым швам.
Поверх рубашки и штанов надевали колет с сильно завышенной и обозначенной рядом нашитых бантов талией.
Спереди полы камзола — удлиненные в виде мыса, сзади — короткие.
Колет застегивался на груди. По проймам и бортам колет украшался пуговицами, галуном, бантами, на рукавах — продольными разрезами.
Рукава всегда немного укороченные и украшенные кружевными манжетами.
Мужчины сверху набрасывали на левое плечо и спину колет. Пришитые к вороту кожаные шнуры поддерживали кафтан.
Колет часто выполняли с меховой опушкой.
По назначению различали следующие виды надевавшихся на плечи плащей:
• парадный — короткий, выполняющийся из дорогого материала;
• походный — длинный (до коленей), из шерстяной ткани;
• мушкетерский — личной гвардии короля.
Но строгого различия в костюмах не было — в парадном костюме ходили и в военный поход, и на бал.
В костюме использовались яркие, контрастные цветовые сочетания: белые, желтые, голубые, красные, серые.
Ткани по-прежнему богатые, с орнаментом. В моде гладкие и тонкие ткани: газ, муар, атлас, тафта, тонкая шерсть.
Модный головной убор — светлая фетровая широкополая шляпа, украшенная белыми, голубыми и красными перьями.
Украшения и отделка костюмов достигли такой роскоши, что издается ряд указов об ограничениях в одежде, например написанный кардиналом Ришелье эдикт «О роскоши».
Украшениями являлись многочисленные рюши, гофрировки, оборки, пучки лент, буфы, отделка шнуром, галуном, позументом из серебряных, золотых нитей.
Под прямым воздействием стиля «барокко» находилась орнаментация костюма: крупные декоративные цветы причудливых сочетаний, плоды винограда и граната; причудливые очертания декоративных цветов, узорчатые вазы, корзины, короны, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров были очень велики.
Большую роль в отделке тканей играло сочетание золотой и серебряной нитей — эффект шан-жан.
Мужчины надевали перчатки с раструбами, трость, обязательной деталью дворянского костюма стала шпага, которая крепилась на перевязи (парчовой или ременной), надевавшейся через правое плечо. Шпагу к перевязи крепили слева, располагая почти вертикально к полу.
В честь дамы сердца мужчины крепили на груди или плече куртки декоративные розетки из лент, цвета которых повторяли ее любимые цвета.
Мужчины носили туфли и сапоги из тонкой кожи светлых тонов. Голенища сапог выполнялись с раструбами, в виде воронки, с поднятыми вверх или же украшенными кружевами и отогнутыми вниз. Вся обувь имела каблуки, а на подъеме была кожаная пряжка, за которую крепились шпоры. Не зазорным считалось явиться в сапогах даже на бал. Хотя специально для бала использовали цветные башмаки на каблуках.
Мушкетеры становятся одной из главных частей войсковых соединений. Отсутствие единой военной формы создавало пестроту в одежде военных. Однако именно костюм мушкетеров в XVII в. имел, по понятиям того времени, ярко выраженный характер. Это был казакúн, или казáк — короткий плащ со 150 пуговицами, с помощью которых из него можно было конструировать разные виды плаща. Среди кавалеристов особой популярностью пользовался прямой шерстяной плащ до колен — кабáн. Для удобства при езде верхом на спинке кабана имелся разрез.
Поделиться42007-05-12 18:14:29
Женский костюм
Женская мода эпохи Тридцатилетней войны утрачивает жесткость и чопорность, которую придавали ей многочисленные подбивки и подкладки. Женщина приобретает более естественный и доступный вид. Пестрота расцветок уступает место смешанно-пастельным тонам — бледно-голубому, бледно-желтому, бледно-зеленому и изысканно-благородному цвету слоновой кости. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Женское платье избавилось от широких юбок на обручах, линии юбок стали более мягкими и плавными, ткань свободно спадала от талии до пола. Нижняя часть платья не имела жесткой каркасной основы, но продолжала оставаться объемной за счет одновременного ношения нижней накрахмаленной и нескольких верхних юбок.
Верхнее платье от пояса до мысков туфель всегда было распахнуто, его лиф застегивался пуговицами либо драгоценными подвесками. Другим броским украшением платья являлся большой отложной белоснежный воротник, отделанный кружевами ручной работы, потеснивший стоячий «воротник Марии Медичи» — воротник на каркасе, иногда поднимавшийся выше головы. Форма этих суперворотников была разной — округлая во Франции и двойная в Англии.
В моду вошли кокетливые кофточки, короткие декольтированные лифы со шнуровкой. Шею и очень глубоко открытую грудь «закрывали» полупрозрачной вставкой (шемизеткой) из батиста.
Неотъемлемой деталью гардероба аристократок становятся появившиеся еще в предыдущем веке женские нижние штаны калесóны или кальсóны из красного шелка с вышивкой и платье для верховой езды — амазонка. В седле женщины сидели боком, имея для ног опору — планшет.
Женские туфли приобретают небольшой каблук, а иногда и толстую (до 30 сантиметров) подошву. Правда, обувь на такой подошве носили женщины невысокого роста. Сначала туфли украшали вышивкой, но с увеличением каблука ее заменили розетки из лент, крепившиеся на подъеме.
Прическа была двух типов.
Волосы либо расчесывали на прямой пробор, укороченные пряди у щек завивали при помощи пара, а заплетенную сзади косу укладывали короной; либо носили челку, боковые пряди взбивали, а на затылке прикалывали шиньон или косу. Активно употреблялись такие косметические средства как румяна, белила и особенно духи.
Очень модными стали меховые муфты и особенно маски из черного бархата или атласа.
Женский костюм дополнялся массой различных, в том числе драгоценных, украшений: поясами и поясными кошельками, поясными зеркальцами в оправе и жемчужными нитями бус, впервые появившимися поясными (на цепочке) часами в виде луковицы (нюрнбергское яйцо) и подвешенными на цепочке к поясу шкурками, игравшими роль «блохоловок». (Считалось, что все имевшиеся в пышных платьях блохи должны собираться именно здесь.) Иногда «блохоловка» имела вид изящной драгоценной коробочки с небольшим отверстием. В коробочку капали мед, и блохи, привлеченные запахом меда, забирались в нее, а выпрыгнуть обратно не могли. Перчатки украшали не только вышивкой, но и драгоценными камнями. Роскошно вышитые носовые платки обшивали очень дорогими тончайшими кружевами.
Среди украшений выделялись жемчужные ожерелья. Жемчуг вообще был очень популярен: нитями из жемчуга даже обвивали руки вместо браслетов. Популярны также алмазы. Но гранить их еще не умели.
Костюм украшали кружевами и разнообразными лентами: серебряными, переливающимися, двойными, полосатыми, атласными и др. Мода барокко требовала как можно больше лент и бантов. Бантами обычно отделывали платье от выреза до талии, образуя так называемую «лестницу». Причем банты сверху вниз уменьшались. Украшения и богатая отделка костюма располагались в основном спереди как и в мужском костюме, поскольку придворный этикет требовал в присутствии короля стоять к нему только лицом.
Женщины носили туфли на высоком выгнутом «французском» каблуке с очень узким, заостренным носком. Такие туфли требовали осторожной, плавной походки. Обувь обычно изготовляли из дорогих тканей — бархата и парчи, так как большая часть жизни знатных дам проходила в помещении, а поездки совершали в каретах, либо дам переносили в портшезах.
К низу корсажа с правой стороны дамы прикрепляли ленты или цепочки, а на них подвешивали необходимые для модной женщины аксессуары: зеркало, веер, флакончик с духами и т.д.
Новой деталью женского костюма была съемная распашная юбка со шлейфом, имевшая не только декоративное, но и престижное значение — длина шлейфа зависела от знатности происхождения. Если требовали обстоятельства и этикет, шлейф носили пажи. Особо престижно было иметь пажей — негритят.
Домашняя одежда в это время для женщин стала совершенно необходимой, так как хотя бы временно избавляла их от тяжелых выходных платьев. Стало модно принимать посетителей во время утреннего туалета в полупрозрачном пеньюаре, цветных тонких шелковых чулках .
Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь и другие интимные места. Мушки из черной шелковой ткани обычно представляли собой разнообразные геометрические фигуры или изображали сценки, порой весьма двусмысленные. Каждая мушка имела свое символическое значение. Так, мушка над губой обозначала кокетство, на лбу — величественность, в углу глаза — страстность.
В число модных аксессуаров как женских, так и мужских, входили - пояса, украшенные драгоценными камнями, золотой и серебряной бахромой; широкие перевязи, с начала века опустившиеся с бедра до уровня колена; щегольская трость с набалдашником; часы в виде луковиц; веера; флаконы с духами; нюхательные соли; длинные курительные трубки; косметические коробочки; шелковые, серебряные, оловянные и медные пуговицы к костюмам; шелковая и серебряная бахрома; шелковые зонтики с бахромой от дождя и солнца; маски и полумаски; перчатки (суконные с подкладкой, кожаные и шерстяные), обязательно пропитанные дорогими духами и украшенные лентами и кружевами; подвязки; шейные платки и серебряные пряжки к ботинкам.
Женский французский костюм (нижняя одежда)
Идеал красоты — парадность, жеманство.
Белье состояло из нижней рубашки, светлых шелковых чулок и панталон, богато украшенных рюшем и оборками.
Одежда состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее платье — длинное, легкое, светлое, с декольте круглой или прямоугольной формы, на корсете и каркасе, с мыском вырезанной линией талии, с узкими длинными рукавами.
• Второе — верхнее платье — тяжелое, более темного цвета, нежели нижнее, от талии до пола было распашным, так что видно было нижнее платье.
В верхнем платье была завышена линия талии, таким образом, линия талии (мыском) нижнего платья просматривалась.
Юбка была широкой и длинной.
Лиф был узким, с декольте на корсете, и застегивался на пуговицы, а у знатных дам — драгоценными подвесками.
Вырез декольте — округлой или прямоугольной формы, обязательная часть костюма — большой белый отложной воротник, украшенный кружевами ручной работы.
Рукава были немного укороченными, пышными, с высокими отложными манжетами, с кружевами, но форма была различна:
1) в виде одного буфа с продольными разрезами на цветной подкладке;
2) в виде нескольких мелких буфов.
Свадебные платья В этот период становятся модными подвенечные платья желтого и золотого, пепельно-голубого, бледно-зеленого оттенков. Наряды стали пышными, объемными, со множеством затейливых декоративных элементов. Главным материалом отделки свадебных платьев стало кружево. Тогда же невесты стали носить и чулки на подвязках и по нескольку нижних юбок в качестве белья.